Почему на Новый год к нам приходит именно Дед Мороз, да еще и со Снегурочкой?
(«Other»)
Как ни странно, наш Дед Мороз относительно молод, он стал появляться на новогодних праздниках всего-то сто с небольшим лет назад. А Снегурочка и вообще юна, она стала постоянной спутницей Деда Мороза только в послевоенные годы. Но обо всем по порядку.
Это сейчас Дед Мороз добродушен и щедр, готов веселить и радовать ребятню, раздавая подарки и «зажигая» новогодние елки. Но так было не всегда. Еще в дохристианские времена мир славян был населен массой богов, духов, различных потусторонних сил. Был среди них и зимний дух, наводивший на землю морозы и метели, покрывавший реки льдом, а поля снегами. В зависимости от региона звали его по-разному: Зимником, Снеговеем, Трескуном, Студенцом, Карачуном, Морозкой, Морозом. Добродушием он не отличался, а вот напакостить был не прочь: мог выморозить озимые, замести непролазными сугробами дороги, напустить холода в избу или хлев, сковать льдом колодцы.
Естественно, что такого духа приходилось всячески ублажать: выставлять ему угощение и подарки, задабривать заклинаниями и ритуальными действиями, выпрашивать у него, как минимум, лояльного отношения. Принятие христианства не изменило народного отношения к зимнему духу, которого продолжали опасаться и всячески ублажать.
Кстати, и в народных сказках этот дух не был добрым дедушкой. Он мог и жестоко покарать, и щедро наградить, только завоевать его благосклонность было не просто. Обычно его представляли в образе невысокого коренастого деда с длинной седой бородой, который своим дыханием насылает на землю студеные ветры и метели; или же высокого старика богатырского сложения, этакого зимнего кузнеца, сковывающего льдом реки и озера.
Особенно зимний дух не любил тех, кто дрожит от холода, жалуется на стужу и стремится побыстрее спрятаться в тепло. Таких он обязательно замораживал, если не до смерти, то до сильного озноба, когда зуб на зуб не попадает. Румяные же девицы и молодцы, радующиеся снегу и морозам, всегда вызывали у него симпатию, таких зимний дух мог щедро наградить.
Примерно в таком виде он и появился в литературных переложениях народных сказок. Одним из первых рассказал историю зимнего старика-волшебника Мороза Ивановича писатель князь Владимир Одоевский, опубликовавший в 1840 году книгу «Детские сказки дедушки Иринея». Сюжет сказки «Мороз Иванович» немного напоминает сюжет знаменитого фильма «Морозко». Две девицы, Рукодельница и Ленивица, поочередно попадают в подземное царство, где перед своим ледяным домом «сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой – от волос иней сыплется, духом дохнет – валит густой пар».
(«Other»)
Как ни странно, наш Дед Мороз относительно молод, он стал появляться на новогодних праздниках всего-то сто с небольшим лет назад. А Снегурочка и вообще юна, она стала постоянной спутницей Деда Мороза только в послевоенные годы. Но обо всем по порядку.
Это сейчас Дед Мороз добродушен и щедр, готов веселить и радовать ребятню, раздавая подарки и «зажигая» новогодние елки. Но так было не всегда. Еще в дохристианские времена мир славян был населен массой богов, духов, различных потусторонних сил. Был среди них и зимний дух, наводивший на землю морозы и метели, покрывавший реки льдом, а поля снегами. В зависимости от региона звали его по-разному: Зимником, Снеговеем, Трескуном, Студенцом, Карачуном, Морозкой, Морозом. Добродушием он не отличался, а вот напакостить был не прочь: мог выморозить озимые, замести непролазными сугробами дороги, напустить холода в избу или хлев, сковать льдом колодцы.
Естественно, что такого духа приходилось всячески ублажать: выставлять ему угощение и подарки, задабривать заклинаниями и ритуальными действиями, выпрашивать у него, как минимум, лояльного отношения. Принятие христианства не изменило народного отношения к зимнему духу, которого продолжали опасаться и всячески ублажать.
Кстати, и в народных сказках этот дух не был добрым дедушкой. Он мог и жестоко покарать, и щедро наградить, только завоевать его благосклонность было не просто. Обычно его представляли в образе невысокого коренастого деда с длинной седой бородой, который своим дыханием насылает на землю студеные ветры и метели; или же высокого старика богатырского сложения, этакого зимнего кузнеца, сковывающего льдом реки и озера.
Особенно зимний дух не любил тех, кто дрожит от холода, жалуется на стужу и стремится побыстрее спрятаться в тепло. Таких он обязательно замораживал, если не до смерти, то до сильного озноба, когда зуб на зуб не попадает. Румяные же девицы и молодцы, радующиеся снегу и морозам, всегда вызывали у него симпатию, таких зимний дух мог щедро наградить.
Примерно в таком виде он и появился в литературных переложениях народных сказок. Одним из первых рассказал историю зимнего старика-волшебника Мороза Ивановича писатель князь Владимир Одоевский, опубликовавший в 1840 году книгу «Детские сказки дедушки Иринея». Сюжет сказки «Мороз Иванович» немного напоминает сюжет знаменитого фильма «Морозко». Две девицы, Рукодельница и Ленивица, поочередно попадают в подземное царство, где перед своим ледяным домом «сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой – от волос иней сыплется, духом дохнет – валит густой пар».