Почему из-за вулкана самолеты не летают?
(«Other»)
Все самолеты в Британии прикованы к земле из-за события, происходящего за тысячу с лишним километров к северо-западу, - извержения вулкана в Исландии. Работа аэропортов остановилась в полдень четверга и не возобновится, как минимум, до ночи на субботу. Причина - облако вулканического пепла, выброшенное на высоту в 10-11 км.
"Насыщенная газами раскаленная магма находится в недрах земли под большим давлением, - поясняет механизм образования пепла британский вулканолог Дугал Джеррем. - Если она прорывается к поверхности, давление падает, магма вскипает и вырывается, как шампанское из бутылки. Высвобождающаяся при этом энергия огромна. Взрывы выбрасывают частицы породы на большую высоту, где их подхватывают постоянно дующие там сильные ветры".
"Облако пепла сейчас дрейфует с ветром на больших высотах, - сообщил в Би-Би-Си его коллега Дэвид Ротери. - Основная его часть находится над Скандинавией, но также и над севером Британии, и к концу дня накроет страну целиком".
По словам эксперта, пепел витает в воздухе слишком высоко, чтобы представлять какую-либо угрозу для людей и природы. Единственным следствием извержения для находящихся на земле могут стать "необычно красные закаты".
Зловредная пыль
По мнению Дэвида Роттери, авиационные власти поступили совершенно правильно.
"Если пепел попадет в двигатели в достаточно большом количестве, они остановятся", - говорит эксперт.
"Эта мелкая пыль - очень противная штука, - рассказал Би-Би-Си профессор Королевской инженерной академии и бывший председатель Королевского общества аэронавтики Стюарт Джон. - Она забивает вентиляционные отверстия, через которые подается воздух для охлаждения, и двигатели глохнут".
В 1982 году такое произошло с лайнерами British Airways и Singapore Airways над Индонезией, а в 1989-м - с рейсом KLM над Аляской.
Во всех трех случаях дело могло кончиться трагедией, говорит Стюарт Джон. Британский самолет начал стремительно терять высоту, и лишь в последнюю минуту один из двигателей все-таки заработал. Кроме того, пепел может налипнуть на лобовое стекло и лишить пилотов обзора. После инцидента в 1982 году инструкция для пилотов была дополнена пунктом, согласно которому при попадании в облако вулканического пепла следует резко снизиться, чтобы из него выйти, а при остановке двигателей несколько раз включить их на короткое время, чтобы продуть. Обычно, когда двигатели начинают глохнуть, пилоты дают дополнительную мощность, но в случае с вулканическим пеплом это только усугубляет ситуацию.
(«Other»)
Все самолеты в Британии прикованы к земле из-за события, происходящего за тысячу с лишним километров к северо-западу, - извержения вулкана в Исландии. Работа аэропортов остановилась в полдень четверга и не возобновится, как минимум, до ночи на субботу. Причина - облако вулканического пепла, выброшенное на высоту в 10-11 км.
"Насыщенная газами раскаленная магма находится в недрах земли под большим давлением, - поясняет механизм образования пепла британский вулканолог Дугал Джеррем. - Если она прорывается к поверхности, давление падает, магма вскипает и вырывается, как шампанское из бутылки. Высвобождающаяся при этом энергия огромна. Взрывы выбрасывают частицы породы на большую высоту, где их подхватывают постоянно дующие там сильные ветры".
"Облако пепла сейчас дрейфует с ветром на больших высотах, - сообщил в Би-Би-Си его коллега Дэвид Ротери. - Основная его часть находится над Скандинавией, но также и над севером Британии, и к концу дня накроет страну целиком".
По словам эксперта, пепел витает в воздухе слишком высоко, чтобы представлять какую-либо угрозу для людей и природы. Единственным следствием извержения для находящихся на земле могут стать "необычно красные закаты".
Зловредная пыль
По мнению Дэвида Роттери, авиационные власти поступили совершенно правильно.
"Если пепел попадет в двигатели в достаточно большом количестве, они остановятся", - говорит эксперт.
"Эта мелкая пыль - очень противная штука, - рассказал Би-Би-Си профессор Королевской инженерной академии и бывший председатель Королевского общества аэронавтики Стюарт Джон. - Она забивает вентиляционные отверстия, через которые подается воздух для охлаждения, и двигатели глохнут".
В 1982 году такое произошло с лайнерами British Airways и Singapore Airways над Индонезией, а в 1989-м - с рейсом KLM над Аляской.
Во всех трех случаях дело могло кончиться трагедией, говорит Стюарт Джон. Британский самолет начал стремительно терять высоту, и лишь в последнюю минуту один из двигателей все-таки заработал. Кроме того, пепел может налипнуть на лобовое стекло и лишить пилотов обзора. После инцидента в 1982 году инструкция для пилотов была дополнена пунктом, согласно которому при попадании в облако вулканического пепла следует резко снизиться, чтобы из него выйти, а при остановке двигателей несколько раз включить их на короткое время, чтобы продуть. Обычно, когда двигатели начинают глохнуть, пилоты дают дополнительную мощность, но в случае с вулканическим пеплом это только усугубляет ситуацию.